4 декабря 2015 года на базе детского сада №4 «Олимпийский» состоялось методическое объединение педагогов старших и подготовительных к школе групп. Тема методического объединения была не совсем обычной — «Применение метода замещающего онтогенеза в воспитании дошкольников для развития физических и психических качеств детей». О методе замещающего онтогенеза известно далеко не всем воспитателям дошкольных учреждений, так как метод, к сожалению, пока ещё не имеет широкого распространения, на которое он имеет право претендовать, доказав свою высокую продуктивность.
Педагог-психолог детского сада № 4 Людмила Владимировна Кожохина в форме консультации рассказала воспитателям о данном методе, который пришёл к нам из области нейропсихологии. Создателями детской нейропсихологии являются Л.С. Выготский и Лурия.
В рамках детской нейропсихологии – науки, изучающей связь мозга и психических процессов, — в период 1990-1997 гг. был создан метод замещающего онтогенеза, ориентированный не на симптом, а на причину его появления. В качестве базового здесь выступает принцип соотнесения актуального психологического статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Автор этого метода, Анна Владимировна Семенович, известный нейропсихолог, профессор МГППУ, имеет колоссальный опыт изучения базовых закономерностей и принципов нейропсихологического анализа психической деятельности человека в раннем онтогенезе.
При помощи метода замещающего онтогенеза можно стабилизировать и скоординировать работу отдельных зон мозга, простроить разнонаправленные мозговые связи, обеспечивающие его работу как единой системы. В этом случае коррекционный процесс разворачивается в соответствии с естественными этапами онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы его развития.
При достаточном трудолюбии, обеспечивающем регулярность занятий, метод замещающего онтогенеза даёт впечатляющие результаты, с его помощью выстраиваивается прочный каркас психической деятельности, опираясь на который, высшие психические функции реализуются более гармонично. Как следствие, симптомы, свидетельствующие о неблагополучном развитии ребенка, либо исчезают, либо успешно корригируются при помощи направленных на них методов.
Инструктор по физической культуре Татьяна Сергеевна Малышева провела с детьми физкультурное занятие, на котором через систему специально подобранных упражнений решала проблемы развития сенсомоторного, базового уровня, являющегося фундаментом высших когнитивных функций.
Интересным опытом работы по данному направлению с коллегами поделилась и воспитатель детского сада № 4 Екатерина Николаевна Вологдина, наглядно продемонстрировав в своей презентации интересные и эффективные приёмы и методы работы с детьми, которые она использует и применяет в своей группе в течение всего дня.
Дополнительно о методе замещающего онтогенеза педагоги могут познакомиться из следующих источников:
• Семенович А.В. введение в нейропсихологию детского возраста.- М.: Генезис, 2005
• Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М.: Генезис, 2007