9 декабря на базе детского сада № 12 « Ромашка»  состоялось очередное методическое объединение воспитателей по физической культуре дошкольных учреждений, руководитель секции Хвастушина Елена Альфредовна. В этот раз в ходе работы секции активно шло обсуждение теоретических и методических проблем развития координационных способностей ребенка-дошкольника. Воспитатели по физическому развитию детей  дошкольного возраста смогли принять участие в работе двух мастер- классов.

Мастер-класс: «Гимнастические упражнения на ограниченной опоре как средство развития координационных способностей детей 5- 7 лет»,  провела Голова Л.В., воспитатель по физическому развитию детского сада    № 9 « Берёзка».

Применение различных гимнастических упражнений в качестве основополагающего средства широко известно в теории и практике физического  развития дошкольников. Упражнения на уменьшенной опоре на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет способствуют адекватному формированию двигательных умений и навыков, развитию координационных способностей. Известно, что проявление координационных способностей у старших дошкольников зависит в большей степени от пластичности корковых нервных процессов, особенностей окружающей обстановки, умения различать темп и амплитуду движения. Можно с уверенностью говорить о точном, хорошо координированном выполнении двигательного задания в случае сохранения ребенком равновесия тела в движении и в статическом положении.

Наблюдения показывают, что развитие многих физических качеств дошкольников возможно в процессе использования относительно простых по своей структуре гимнастических упражнений. Однако для совершенствования координации необходимы более сложные в моторном и структурном отношении упражнения, многообразные по условиям их проведения и сочетанию. Отмечено, что при отсутствии новых двигательных ощущений у детей старшего дошкольного возраста снижается интерес к данной деятельности, следовательно, необходимо включать элементы новизны в уже освоенные ранее ими движения.

В качестве усложненных элементов могут применяться гимнастические упражнения с непривычным исходным положением. С «зеркальным» выполнением, изменением темпа и пространственных границ, усложнением дополнительными движениями. Таким образом, развитие координационных способностей дошкольника в процессе выполнения гимнастических упражнений на ограниченной опоре стимулируется повышением координационной сложности, с которой он должен справиться.

Для развития координации у детей 5-7 лет рекомендуется использовать гимнастические упражнения, выполняемые на ограниченной опоре, в которых нужно приложить усилие для сохранения устойчивого положения тела. При этом в процессе развития, например статического равновесия. Не надо стремиться принимать неподвижные позы, а напротив. Полезны кратковременные потери равновесия с восстановлением устойчивого положения тела.

Данная методика может быть применена на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет в дошкольных организациях общеразвивающего типа. Она состоит из блоков упражнений, направленных на развитие двигательной координации, учитывает сенситивные периоды и возрастные особенности ребенка. Упражнения, выполняемые на ограниченной опоре, также направлены на развитие способности к ритмизации движений, динамического и статического равновесия, ориентировки в пространстве, локомоторной ловкости.

Отличительной особенностью данной методики является то, что занятия проводятся в течение всего учебного года, каждое второе проводится с использование гимнастических упражнений на ограниченной опоре, как в старшей, так и подготовительной группе. В зимний период они могут чередоваться с занятиями по лыжной подготовке, а в осенний и весенний периоды –  с занятиями по легкой атлетике.

Мастер- класс: « Использование скоростной — координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста», провёл Ашмарин Р.А., учитель по физической культуре МОУ Плоскинской СОШ.

Координационная лестница – это один из самых распространённых и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий и тренировок спортсменов во многих видах спорта. Лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Каркасные мышцы труднее всего тренировать, т.к. они глубокие, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать.

Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее,  подвижнее и ловчее.

Координационную лестницу применяют для:

  • тренировки ускорений;
  • улучшения скоростных данных;
  • улучшения баланса тела в движении;
  • развивает чувства ритма тела и координации.

Упражнений с координационной лестницей существует множество. Часть из них является специализированной под нужды конкретного вида спорта, часть является универсальной, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

Использование лестницы в работе с детьми дошкольного возраста возможно и позволяет разнообразить занятия, помочь в развитии координационных способностей. Использовать лестницу можно, как в вводной части занятии, так и в основной. Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала необходимо научить  детей выполнять как надо, а потом учиться делать как надо и в то же время – быстро.

Особенности работы на лестнице.

Работа руками

При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками — с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой.

В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет

Высота центра тяжести

Практически все изменения направления движения связаны с понижением центра тяжести. Старайтесь делать эти упражнения не на прямых ногах, а на согнутых — так в игре вам будет проще применить полученные навыки.

 

Здоровье и безопасность во время занятий на лестнице

  1. Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обеих концов лестниц и по обе стороны от них.
  2. Избегайте утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.
  3. Правильная постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
  4. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.

Совершенствование и усложнение техники выполнения упражнений с использованием лестниц

  1. Изменение направления движений.
  2. Чередование ведущих ног.
  3. Быстрое движение одной ногой, другая используется для опоры.
  4. Дополнительное включение скручиваний и поворотов
  5. Изменение направления движения внутри лестницы и за ее пределами
  6. Использование «остановок» и «стартов», что поможет развивать устойчивость
  7. Детям следует в руках держать спортинвентарь, лучше мяч, чтобы можно было его включить в программу упражнения.

 

Всем участникам методического объединения были выданы комплексы упражнений с мастер-классов, которые они самостоятельно смогут применять в образовательной деятельности с детьми, так и предложить детям использовать «координационную лестницу» в самостоятельной игровой деятельности.