В гости Ёлочка пришла!
НАРЯЖАЕМ ЁЛКУ!
К новогодним праздникам детские сады преображаются. В последние годы изощренные дизайнерские находки, подсмотренные педагогами в витринах магазинов, подсказанные игрушечной промышленностью, а также модными журналами, самым причудливым образом воплощаются в холлах и лестничных проёмах, в залах и группах.
Но уже более трёхсот лет ёлка – обязательный элемент праздничного интерьера и сердце зимнего праздника. Сколько всего происходит вокруг неё в детских садах! А сколько ещё может происходить!
И всё же ребенку — дошкольнику, в силу его возрастных особенностей, необходима ёлка «классическая», ёлка — дерево. У неё должны быть «настоящие» ветки. И на ветках – иголки. Иголками – этими цепкими хвойными пальчиками – ёлка держит свои украшения, доверенные её в честь праздника.
И украшать её — особенное искусство, не только с точки зрения красоты, но и с точки зрения психологии.
ИГРУШКИ НА ЁЛКЕ ПО ПРАВИЛАМ ПСИХОЛОГИИ
Ёлочка для двухлёток.
Для двухлетного малыша важно не только полюбоваться глазами на чудесное дерево, но иметь возможность его потрогать. Так что, наряжая ёлочку нужно использовать небьющиеся игрушки. И хорошо, если они будут крупными, разнообразной формы. Походите с детьми вокруг ёлочки, попросите показать их красный шарик, белого зайчика, золотую рыбку, прочитайте вместе несложные детские стишки.
Не торопитесь включать огоньки, их мелькание помешает детям разглядывать игрушки, только когда почувствуете, что у детей интерес к ёлочке ослабевает, покажите, как ёлочка может сверкать.
В группах раннего возраста не стоит наряжать ёлку заранее. Существо праздника для них состоит в самом её «явлении», в том, чтобы её разглядывать.
Ёлочка для трёхлеток и для тех, кто чуточку старше.
Трехлетки уже способны переживать нарядную ёлку как событие.
Они уже слушают сказки. Могут связать картинки в книжках с сюжетом сказки, пробуют рисовать.
Для малышей этого возраста украшать ёлку необходимо образными игрушками, зверюшками, знакомыми сказочными персонажами. Эти игрушки можно «узнавать», называть. А разглядывание нарядной ёлки для трёхлеток – серьёзная и увлекательная работа. К тому же у ёлки можно поиграть в развивающую игру: «Кто выше сидит – белка или зайчик? Кто ниже? А кто выше всех?»
Трехлеток лучше не привлекать к украшению ёлки. Нарядная ёлка должна стать для них сюрпризом. И они непременно поверят, если сказать, что игрушки сами забрались на ёлку — ждут Деда Мороза и хотят посмотреть, какой подарок он принесет малышам.
Трехлеткам не стоит показывать механизм включения огоньков — ни в детском саду, ни дома. Объясните родителям: ёлка – не электроприбор. Она из волшебного мира и должна загораться от « волшебного слова», а не по тому же принципу, что торшер или телевизор.
Ёлка для тех, кто пишет письма Деду Морозу.
Для старших дошкольников процесс подготовки к празднику не менее важен, чем праздник. Они непременно должны быть активными: писать письма Деду Морозу, рисовать рисунки, делать ёлочные игрушки, украшать помещения, всеми силами приближать появление Деда Мороза и Новогоднего праздника. Но возможности и вкусы пятилеток и даже тех, кому шесть, к сожалению, не всегда соответствуют взрослым представлениям о красоте. Здесь надо пойти на уступку.
Ёлка в музыкальном зале будет украшена так, как захочется взрослым. Она для всех общая, для детей разных возрастов, для родителей, гостей.
Но процесс украшения ёлки в групповой комнате нужно отдать на откуп детям.
Можно обсудить с детьми разные варианты украшения ёлки. Какой вариант они выберут, так и украсить ёлочку.
Дерево пожеланий.
На ёлку вешают маленькие открыточки с пожеланиями друг другу. Открыточки должны быть красиво оформлены. В назначенный день дети ищут на ветках «новогодние письма» в свой адрес, обязательное условие: каждый ребенок должен найти для себя открытку. « Обездоленных» быть не может. Можно адресовать добрые пожелания свои домашним.
Дерево сказки.
На ёлку вешают персонажей любимых сказок. Можно вылепить их соленого теста и затеять игру: кто быстрее найдет персонажей из одной сказки? Кто их сосчитает? Кто расскажет, как они друг с другом связаны? Кто придумает новый вариант сказки: все герои отправились в гости к Деду Морозу?
Рождественская ёлка.
На рождественскую ёлку вешают ангелочков, на макушку помещают Вифлеемскую звезду, у подножия дерева устанавливают маленький вертеп с младенцем в колыбельке, с осликом и волом, согревающими его своим дыханием.
Ажурная ёлочка.
Стеклянные игрушки на ёлке в детском саду часто бьются. Но если кто- то из взрослых умеет вязать крючком, можно украсить ёлку неожиданным способом – связать для неё игрушки. Ажурное вязание напоминает снежинки и смотрится очень естественно на зелёных ветвях.
Цветочная ёлочка.
На ёлку можно вешать цветы – матерчатые, бумажные, отдельными цветками, веночками и гирляндами. Этот вид ёлочных украшений несправедливо забыт. Дети любят цветы, с удовольствием их рассматривают, вспоминая, где они растут, как называются.
Пряничная ёлка.
Замечательное занятие – вешать на ёлку пряники. Можно устроить так, чтобы выпечка пряников для украшения ёлки продолжалась несколько дней. Конечно, тут не обойтись без помощи мам и бабушек.
Пряничное тесто, рецепты которого можно найти в поваренных книгах, лучше готовить заранее. Цветная глазурь, разные посыпки и простые рисунки делают пряники необыкновенно красивыми, праздничными. Дети любого возраста обожают эту работу.
В пряниках необходимо проделать отверстия для будущей подвески. Но если о них забыли до выпечки, не беда: можно в готовых пряничках просверлить дырочки маленьким сверлом. Пряничные звёзды, ёлочки, зверушки, домики собираются на протяжении нескольких дней или недели, а в один прекрасный момент наступает час украшения.
Когда пряничная ёлка засияет огнями, и все успеют ею налюбоваться, можно затеять игру. Дети по очереди будут срезать с веток разноцветные пряники. Можно сопровождать каждое такое действие песенкой, загадкой или стихотворением. Вкусностей на ветвях должно быть много – чтобы всем хватило!
Дерево изобилия.
Можно превратить новогоднюю ёлку в Сладкое дерево. Вешать на ёлку фрукты и сладости — один из самых старых способов украшения ёлки. Эти сладости являлись подарками для детей. Сейчас об этом обычае вспоминают все чаще. И на смену стеклянным шарам приходят конфетки в блестящих бумажках, фигурки из шоколада, съедобные бусы и фрукты, пряничные домики и многое другое.
Почему бы не попробовать нарядить съедобную ёлку в группе детского сада?
Сколько здесь открывается возможностей для фантазии, для различных игр и сюжетов! Если, конечно, ёлка в группе призвана веселить, а не играть скучную роль безжизненного атрибута.