26 апреля на базе детского сада № 21 «Мозаика» состоялся муниципальный семинар для педагогов и старших воспитателей дошкольных организаций по теме: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности».

          С приветственным словом к участникам семинара обратилась Зинаида Николаевна Зворыкина, заведующий детским садом «Мозаика», которая отметила, что  в нормативных документах РФ  сформулирован социальный заказ государства системе дошкольного образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Коллектив детского сада «Мозаика» выстраивает свою  педагогическую деятельность с детьми таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

        Старший воспитатель детского сада Дмитриева Екатерина Юрьевна более подробно рассказала педагогам о технологиях и методах, которые активно используются в детском саду в работе с детьми и дают положительный результат: «Утренний» и «Вечерний» сбор, «Работающие» стенды: «Звёздочка недели», «Деловые хлопоты», «Доска выбора», «Правила группы», «Линейный календарь» и другие,  проектно-тематическое обучение и т.д.

        В практической части семинара участники имели возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность педагога с детьми 4-5 лет по лего-конструированию по теме: «Морские обитатели». Провела занятие  Елена Николаевна Вознесенская, воспитатель детского сада, победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2023 году. На данном занятии дети самостоятельно по собственному замыслу занимались конструктивно — творческой деятельностью и, используя самые обычные детали конструктора, мягкое тесто, акварельные краски,  создавали  морских обитателей, которые затем объединили в единую композицию. Положительные эмоции детей и удовлетворение от полученного результата  — самое главное в работе педагога с дошкольниками.

      Участвуя в работе мастер-класса, педагоги  познакомились с  приёмами по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Данный мастер-класс провела воспитатель Наталия Васильевна Медведева, которая уверена в том, что задачу по формированию активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать  в работе с детьми как можно раньше.

       В ходе семинара педагогам были даны следующие рекомендации для стимуляции творческой и самостоятельной активности детей:

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
  2. Обогащение окружающей ребенка среды, самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  5. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  6. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  7. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  8. Своевременное изменение предметно- игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  9. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в деятельности новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

        Подводя итоги работы семинара, участники отметили, что  представленный педагогическим коллективом детского сада «Мозаика» опыт полезен, результативен и применим в работе любого дошкольного учреждения.