Итоги лингвистического марафона и несколько объявлений
В декабре состоялось очередное мероприятие Клуба любителей русского языка – дистанционный лингвистический марафон. Почему марафон? Потому что задания нужно было успеть выполнить с 11 по 15 декабря на сайте https://club-rus.weebly.com. Участниками марафона стали 7 команд школ и один индивидуальный участник – обучающийся 9 класса, которому захотелось решить лингвистические задачи.
Итоги марафона:
Образовательная организация | Количество баллов (максимальное количество – 30 баллов) |
МОУ СОШ №8 | 14 |
МОУ «Гимназия №1» | 18 |
МОУ СОШ №3 | 20 |
МОУ СОШ №4 | 23 |
МОУ Угличский ФМЛ | 23 |
МОУ СОШ №5 им. 63-го Угличского пехотного полка | 26 |
МОУ Юрьевская сош | 26 |
Индивидуальный участник (вне общего зачета) | 23 |
Правильные ответы можно изучить здесь (ОТВЕТЫ.doc). При выполнении таких заданий важно учиться создавать развёрнутый аргументированный ответ, учиться анализировать именно факты и явления языка, а не ограничиваться общими суждениями или краткими ответами.
В то же время в ответах участников марафона встретились интересные попытки создания такого развернутого суждения, например, о том, почему фразеологизм «кот в мешке» мог возникнуть при совершении торговых сделок. Приведем некоторые из них:
- На Руси в торговле было принято расплачиваться «бартером», например, шкурками пушных зверьков, определенное количество которых складывали в мешки, но при этом нечестные торговцы могли обмануть, недоложить или подменить товар.
- Фразеологизм «кот в мешке» обозначает «приобрести что-то, не зная ничего о качестве товара и не быть будучи уверенным в том, что покупаешь». Товар перевозили и продавали в мешках, так было удобно продать что-то невыгодное (например: вместо поросенка подсунуть кота). Видимо, торговцы часто отличались нечестностью, такие случаи имели место быть, и выражение закрепилось в языке.
- В средние века, когда кошки были дефицитом, их продавали на рынке в мешках. Животные без устали кричали и брыкались. И их покупали, не заглядывая в мешок. Возникло выражение «Кот в мешке». В Древней Руси люди часто приобретали товар, не зная о его достоинствах и недостатках, о продавцы этим пользовались и продавали некачественный товар «кота в мешке».
- Фразеологизм «кот в мешке» использовали в Древней Руси при совершении сделок, возможно, потому что проходили в неведении сторон. Люди покупали вещи, не глядя, так как были уверены в качестве товара и полностью доверяли продавцу.
Были также интересные попытки ответа на вопрос, почему в сознании людей словом «лилипут» называют людей, которые меньше ростом, чем карлик, хотя в языке эти слова синонимы, например:
- Возможно, влияет произведение Свифта «Гулливер в стране лилипутов». Нам кажется, что мы, люди нормального роста, среди лилипутов — великаны. Еще есть произведение Гауфа «Карлик нос». Мальчик не отличался ростом от других людей.
- Это связано с тем, что слово «лилипут» выдумал Д.Свифт. В его знаменитом произведении, которое многие читали, была страна, заселенная малюсенькими, с мизинец, человечками, которые назывались «лилипутами».
Понятно, что наиболее уместным с точки зрения науки о языке является третий из предложенных вариантов:
- По медицинским показателям лилипут больше похож на ребенка, тогда как карлик выглядит как взрослый человек с непропорциональным телосложением.
- Многие люди читали книгу Д. Свифта «Гулливер в стране лилипутов», где лилипуты совсем малюсенькие.
- Фонетически слово «лилипуты» звучит мягче, вызывает в сознании ассоциацию «очень маленький».
Благодарим всех за участие и интерес к мероприятиям клуба. Баллы, которые заработали команды, идут в общий зачёт.
А теперь объявления:
- Мы предлагаем вам проголосовать за лучшую эмблему Клуба любителей русского языка из тех, которые были предложены участниками марафона.
- На сайте «Арзамас» вышел новый курс, наконец-то посвящённый русскому языку: занимательное видео «Русский язык за 18 минут», подкасты и тест.
3. До встречи на лингвистическом бое, который состоится в феврале 2018 года.