Пробное сочинение писали в 10-х классах следующих общеобразовательных организаций Угличского района: МОУ «Гимназия №1», МОУ Заозерская сош, МОУ Ильинская сош, МОУ Отрадновская сош, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №5 им.63-го Угличского пехотного полка, МОУ СОШ №7, МОУ СОШ №8, МОУ Угличский физико-математический лицей, Юрьевская сош. Всего 132 школьника, что составляет 96% от общего количества учащихся в классах этих школ. В остальных средних школах в этом учебном году 10-х классов нет.

Учащимся были предложены следующие направления и темы:

  • «Время» («Ход времени в русской литературе»)
  • «Дом» («Дом как символ жизни в произведениях русских писателей»)
  • «Любовь» («Любовь в жизни литературных героев»)
  • «Путь» («Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?»)
  • «Книга в жизни человека» («Каково значение книги в твоей жизни?»)

Наиболее популярным стало направление «Любовь»: его выбрали 71% учащихся. Далее идут направления: «Путь» – 14% и «Книга в жизни человека» – 11 %. Единицы выбрали направления: «Время» – 3%, «Дом» – 1%.

Чаще всего школьники ссылались на следующие произведения:

  • О. Генри «Дары волхвов»,
  • И.А. Гончаров «Обломов»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
  • А.Н. Островский «Гроза»,
  • Пушкин А.С. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Из произведений, прочитанных школьниками самостоятельно или рекомендованных учителями для внеклассного чтения, в сочинениях встретились следующие:

  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»,
  • И.А. Бунин «Красавица», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,
  • Гейл Форман «Если я останусь»,
  • Джон Грин «Виноваты звёзды»,
  • Н. Дубов «Горе одному»,
  • Ф. Кафка «Замок»,
  • Ф. Купер «Зверобой»,
  • М.Ю. Лермонтов «Люди и страсти», «Странный человек»,
  • Дж. Лондон «Любовь к жизни», «Мартин Иден»,
  • С. Майер «Сумерки»,
  • М. Митчел «Унесенные ветром»,
  • Д. Оруэлл «1984»,
  • О. Хаксли «О, дивный новый мир».

По результатам оценки «зачёт» получили 89% десятиклассников, с сочинением не справились 9 человек.

Возможно, результаты пробного сочинения позволят учителям скорректировать работу по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе в декабре 2016 года.