OLYMPUS DIGITAL CAMERA

1 декабря 2016 г. на базе детского сада «Берёзка» состоялся семинар-практикум по теме «Развивающие игры В.Воскобовича — инновационный подход в реализации ФГОС ДО». Методическое мероприятие организовали и провели Наталья Владиславовна Абуева и Надежда Викторовна Мещанинова, педагоги детского сада № 10 города Ярославля. Этот детский сад является тьюторской площадкой по оказанию информационно-методической поддержки педагогам региона в освоении и внедрении в работу с детьми технологии » Сказочные лабиринты игры» В.Воскобовича.

В настоящее время среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершено особенная, самобытная, творческая группа игр — развивающие игры В. Воскобовича. Автором создано более 200 развивающих игр и пособий. Данная группа игр отличается рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершенностью игровых действий, т.е. возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр — от малышей до взрослых. Все вышеперечисленное помогает поддерживать детский интерес в течение длительного времени, а взрослому — использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребенка. Основные принципы в основе этих игр: «интерес — познание — творчество», становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку.

Развивающие игры и пособия В. Воскобовича можно условно разделить по целям на три группы.
Первая группа — игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестики», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачные квадраты»).
Вторая — это игры с буквами, слогами и словами. В них ребенку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»). Третья группа — игровые универсальные пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»).

Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий. Все развивающие игры и пособия объединены автором в единую технологию.

Технология «Сказочные лабиринты игры» В .Воскобовича является инновационной. Цель технологии — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальному творческому развитию детей в игре. Содержание разработанных игровых упражнений и ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать и др. Использование в игровом сюжете разных препятствий, которые ребенку от лица персонажа приходится преодолевать и в конце концов получать результат на фоне чувства радости и удовлетворения, помогает развивать волевую регуляцию.

Малыши не просто осваивают цвет, форму, величину и пространственные отношения, они учатся выделять связи между элементами рассматриваемых предметов, оценивать сочетания цвета, формы, величины. Дети 2 — 4 лет различают не четыре цвета, а все семь цветов радуги, действуют с различными геометрическими фигурами: квадратами, треугольниками, прямоугольниками и овалами, сравнивают три-пять предметов по величине, знакомятся с пространственными характеристиками: «левый», «правый». «верхний», « нижний» и др.

Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребенок всегда получает результат от действий с различными предметами. Это способствует не только развитию мелкой моторики пальцев и рук, но и становлению речемыслительной функции.

Сказочная среда в виде Фиолетового Леса заполняется развивающими играми и пособиями в количестве, предназначенном для взаимодействия с подгруппой детей в 8-10 человек, зависит от возраста и этапа освоения игр детьми. Все содержание представлено в виде игровых ситуаций. которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При её организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа, участвует в игре как умный, опытный товарищ, не спешит ответить за ребенка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а даёт возможность ребенку подумать и самостоятельно выполнить действия. найти ответ на ту или иную задачу. Такой подход будет способствовать развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата. Сюжетная линия игровых ситуаций выстроена таким образом, что часто познавательная деятельность заканчивается подвижной игрой, танцем или пластичным движением под музыку. В конце взрослый предлагает детям своего рода контрольный вопрос, который показывает, внимательно ли малыши слушали материал, что усвоили и что запомнили.

Совместную игровую деятельность можно организовывать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени — как вариант образовательных ситуаций по математическому и речевому развитию, ознакомлению с предметным миром и экологическому образованию, в вечерний отрезок времени — как досуг или познавательно- творческое развлечение детей и взрослых.  Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду. обеспечивает доступность развивающих игрушек и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют к рассматриваемой игре интерес и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную.

Уважаемые коллеги, мы надеемся, что технология » Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича поможет сделать насыщенным и интересным ваше взаимодействие с детьми и достичь высоких результатов в их познавательно-творческом развитии.

Радости в играх — успехов в развитии!

Уважаемые коллеги, более подробно со всеми играми, пособиями и технологией можно познакомиться
на сайте: www.geokont.ru
на блоге: www. voskobovich.su