24 января 2017 года на базе детского сада № 9 «Берёзка» состоялось очередное методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов (руководитель Розе Светлана Аркадьевна). В этот раз специалисты осваивали методы и приёмы формирования регулятивных функций у детей дошкольного возраста с общими нарушениями в развитии, это является важным для обеспечения личностной готовности ребенка к школьному обучению: в школе ему придётся действовать целенаправленно и осознанно, оценивая результаты и последствия своих действий. Актуальность проблемы формирования регулятивных функций у детей с нарушениями в развитии в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается количество таких детей. У них на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий, малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания, отсутствия целенаправленности в работе, нарушение или утрата программы деятельности, отказ выполнять задания, в ситуации, когда просят объяснить процесс его выполнения, большое количество ошибок при «безречевом» выполении задания, непринятие или неосознанное выполнение правил поведения.
Перечисленные особенности обуславливают несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения. А произвольная регуляция является основой социальной зрелости ребенка, без которой активность его в школе невозможна.
Целью коррекционно-педагогической работы с такими детьми является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия. Развивать зрительные, слуховые связи и создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе.
Своим опытом работы с коллегами по данному направлению поделилась Николаенко Елена Анатольевна, педагог-дефектолог детского сада № 9.
Елена Анатольевна обратила внимание коллег на то, что в детском саду постоянно осуществляется комплексное взаимодействие всех специалистов: воспитателей, дефектолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому развитию, психолога, музыкального руководителя. Разработанная система работы с детьми включает четыре этапа. Все задания на занятиях с детьми взаимосвязаны и усложняются от этапа к этапу. Упражнения и задания даются детям как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
I этап – адаптационный – снятие напряжения мышц, их релаксация. Данный этап обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. Для достижения обозначенной цели преимущественно используются подвижные игры, хороводы, упражнения, способствующие релаксации и произвольному изменению мышечного тонуса.
II этап — тренировка и развитие произвольного внимания. Важную роль отводим упражнениям, направленным на развитие у ребенка устойчивости, переключения внимания, что предполагает, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.
III этап — направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дети обучаются умению подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого в процессе совместной образовательной деятельности.
IV этап – развитие самоконтроля и самопроверки. Главная задача – формирование навыков самоконтроля у детей с общими нарушениями развития при выполнении любого действия, их способности в конце проверять его качество и результат выполнения. Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль), что для наших воспитанников является труднодоступным, используем игры и упражнения для достижения главной задачи этого этапа. В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух; также будут оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.
Кроме того, в практике формирования регулятивной функции поведения используем и некоторые элементы дыхательной гимнастики.
Елена Анатольевна провела открытое занятие с детьми старшей группы «Поможем Красной Шапочке», где на практике продемонстрировала используемые методы и приёмы. Представленный педагогический опыт получил положительные отзывы у коллег и высокую оценку.