30 октября на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы городских и сельских школ главной темой для обсуждения стало итоговое устное собеседование по русскому языку для выпускников основной школы (9 класс), которое состоится уже в феврале 2018 года (в приказе Минобрнауки России от 20.10.2017 №1025 указаны даты проведения собеседования — 14 и 16 февраля 2018 года).

23 октября на вебинаре, посвященном специфике проведения устного собеседования,  специалисты Федерального института педагогических исследований (И.П. Цибулько, Т.Н. Малышева) отметили, что итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе будет проводиться как допуск к итоговой аттестации. В этом учебном году собеседование пройдет в школах в режиме апробации, а с 2019 года станет обязательным.

Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:

  • чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты);
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

На выполнение работы каждому участнику отводится около 15 минут. Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9-х классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

На сайте ФИПИ выложили новую демоверсию итогового собеседования по русскому языку, в которой расширили и уточнили критерии оценивания, например, включили такой критерий, как учет речевой ситуации, то есть соблюдение выпускником этических норм и понимание того, с кем и зачем он говорит.

Нужно ли специально готовить учеников к итоговому собеседованию? Безусловно, нужно познакомить с заданиями, однако специалисты ФИПи отметили, что главное — это разговаривать с детьми на уроках и дома.