Анализ входного контроля по физике в 7 классе
В сентябре 2015 года был проведен входной мониторинг по физике среди учащихся 7 классов, в котором приняли участие 322 учащихся Угличского МР
В диагностике участвовали как школы, осуществляющие освоение ФГОС третий год, так и школы, которые только вводят ФГОС основного общего образования.
Диагностическая работа была направлена на проверку предметных и метапредметных умений. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструировались на основе информационных текстов. Познавательные универсальные учебные действия проверялись при помощи заданий, использующих контекст учебных предметов: естествознания, математики, а также описание разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера. Материалы для проведения входного контроля доступны ЗДЕСЬ.
Задания были направлены на проверку основных блоков познавательных универсальных учебных действий:
1. Познавательные логические действия, в основе которых лежит освоение учащимися логических приемов познания.
2. Познавательные знаково-символические действия – работа с графической информацией.
3. Познавательные действия по решению задач (проблем), в основе которых лежит освоение учащимися методологических умений, а также общих приемов решения задач.
4. Познавательные действия по работе с информацией и текстом – извлечение из текста информации, заданной в явном виде; интерпретация информации; поиск информации и оценка ее достоверности.
В диагностической работе 13 заданий. Из них 8 заданий с кратким ответом и 5 заданий с развернутым ответом. Правильное выполнение заданий с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом, заданий с развернутым ответом в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания. Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 21 балл.
Таблица 1
Содержательная структура вариантов диагностической работы
Проверяемая группа умений | Количество заданий | Максимальный балл |
Поиск информации | 1 | 1 |
Умение ставить цель, делать выводы | 2 | 2 |
Работа с таблицами | 2 | 2 |
Извлечение из текста информации, интерпретация и оценка ее достоверности | 2 | 4 |
Математика | 3 | 6 |
Естествознание | 3 | 6 |
Таблица 2
Диапазон тестовых баллов для различных уровней подготовки
Уровень подготовки | Низкий уровень |
Средний уровень | Высокий уровень |
Суммарный тестовый балл | 0-5 | 6-13 | 14-21 |
Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам представлено на диаграмме.
Диаграмма 1
По результатам выполнения средний балл составил 12 баллов. Менее 5 баллов за выполнение заданий работы получили 9% учащихся, продемонстрировав низкий уровень подготовки. Достигли высокого уровня, получив по результатам выполнения заданий 14 баллов и выше, 33% семиклассников. Основная часть учащихся (58%) показали средний уровень освоения.
Таблица 4
Группа умений | Средний процент выполнения |
Умение ставить цель, делать выводы | 82 |
Естествознание | 56 |
Извлечение из текста информации, интерпретация и оценка ее достоверности | 50 |
Работа с таблицами | 39 |
Математика | 29 |
Поиск информации | 13 |
В таблице 5 приведен анализ результатов выполнения отдельных заданий.
Таблица 5
Поиск информации | Умение ставить цель, делать выводы | Естествознание | Работа с таблицами | Работа с текстом | Математика | ||||||||
Оценка достоверности источника | Умение ставить цель | Умение делать выводы | Качественная задача | Ранжирование | Задание на соответствие | Задание с выбором ответа | Задание с кратким ответом | Планирование деятельности | Анализ | Перевод единиц измерения | Решение уравнений | Решение задач | |
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Max балл | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
% набравших 1 балл | — | — | — | 11 | 10 | 29 | — | — | 31 | 14 | 34 | 24 | 14 |
% набравших max балл | 13 | 85 | 80 | 34 | 75 | 59 | 59 | 20 | 50 | 51 | 48 | 30 | 22 |
2. Результаты выполнения диагностической работы показывают, что семиклассники справились с заданиями, проверяющими умения ориентироваться в содержании текста и отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию, ставить цель, делать выводы, различать основные этапы проведения опытов и наблюдений.
3. Семиклассники успешнее справились с заданиями с выбором ответа и заданиями на ранжирование. Намного хуже справились с заданиями, которые требовали краткого или развернутого ответа. Можно рекомендовать в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.
4. По итогам диагностики отмечено, что учащиеся испытывали затруднения с выполнением заданий на применение неявно заданной информации, информации представленной в табличной форме. Выявлен дефицит в сформированности математических умений (особенно решении задач), а также оценке достоверности источников информации. Таким образом, достаточно актуальным представляется развитие системы обучения в плане подготовки школьника к эффективному использованию информационных средств, обучению оптимальным способам обращения с информацией и ее представлением.