В сентябре 2015 года был проведен входной мониторинг по физике среди учащихся 7 классов, в котором приняли участие 322 учащихся Угличского МР

из 17 образовательных организаций.

Гимназия №1

МОУ СОШ №2

МОУ СОШ №3

МОУ СОШ №4

МОУ СОШ №5 им. 63-го Угличского пехотного полка

МОУ СОШ №6

МОУ СОШ №7

МОУ СОШ №8

МОУ Угличский ФМЛ

МОУ В(с)ОШ МОУ

МОУ Воскресенская ООШ

МОУ Головинская СОШ

МОУ Заозерская СОШ

МОУ Ильинская СОШ

МОУ Климатинская СОШ

МОУ Плоскинская ООШ

МОУ Юрьевская СОШ

МОУ Ординская ООШ

В диагностике участвовали как школы, осуществляющие освоение ФГОС третий год, так и школы, которые только вводят ФГОС основного общего образования.

1. Характеристика инструментария

Диагностическая работа была направлена на проверку предметных и метапредметных умений. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструировались на основе информационных текстов. Познавательные универсальные учебные действия проверялись при помощи заданий, использующих контекст учебных предметов: естествознания, математики, а также описание разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера. Материалы для проведения входного контроля доступны ЗДЕСЬ.
Задания были направлены на проверку основных блоков познавательных универсальных учебных действий:
1. Познавательные логические действия, в основе которых лежит освоение учащимися логических приемов познания.
2. Познавательные знаково-символические действия – работа с графической информацией.
3. Познавательные действия по решению задач (проблем), в основе которых лежит освоение учащимися методологических умений, а также общих приемов решения задач.
4. Познавательные действия по работе с информацией и текстом – извлечение из текста информации, заданной в явном виде; интерпретация информации; поиск информации и оценка ее достоверности.
В диагностической работе 13 заданий. Из них 8 заданий с кратким ответом и 5 заданий с развернутым ответом. Правильное выполнение заданий с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом, заданий с развернутым ответом в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания. Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 21 балл.

Таблица 1

Содержательная структура вариантов диагностической работы

Проверяемая группа умений Количество заданий Максимальный балл
Поиск информации 1 1
Умение ставить цель, делать выводы 2 2
Работа с таблицами 2 2
Извлечение из текста информации, интерпретация и оценка ее достоверности 2 4
Математика 3 6
Естествознание 3 6

Таблица 2

Диапазон тестовых баллов для различных уровней подготовки

Уровень подготовки Низкий
уровень
Средний уровень Высокий
уровень
Суммарный тестовый балл 0-5 6-13 14-21

2. Основные результаты диагностики

Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам представлено на диаграмме.

Диаграмма 1

По результатам выполнения средний балл составил 12 баллов. Менее 5 баллов за выполнение заданий работы получили 9% учащихся, продемонстрировав низкий уровень подготовки. Достигли высокого уровня, получив по результатам выполнения заданий 14 баллов и выше, 33% семиклассников. Основная часть учащихся (58%) показали средний уровень освоения.

3. Анализ выполнения диагностической работы по проверяемым учебным действиям
Структура овладения учащимися 7 классов проверяемыми умениями представлена в таблице 4.

Таблица 4

Группа умений Средний процент выполнения
Умение ставить цель, делать выводы  82
Естествознание  56
Извлечение из текста информации, интерпретация и оценка ее достоверности 50
Работа с таблицами 39
Математика 29
Поиск информации 13

В таблице 5 приведен анализ результатов выполнения отдельных заданий.

Таблица 5

Поиск информации Умение ставить цель, делать выводы Естествознание Работа с таблицами Работа с текстом Математика
Оценка достоверности источника Умение ставить цель Умение делать выводы Качественная  задача Ранжирование Задание на соответствие Задание с выбором ответа Задание с кратким ответом Планирование деятельности Анализ Перевод единиц измерения Решение уравнений Решение задач

1

2

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Max балл 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2
% набравших 1 балл 11 10 29 31 14 34 24 14
% набравших max балл 13 85 80 34 75 59 59 20 50 51 48 30 22

4. Выводы и рекомендации
1. По итогам выполнения диагностической работы 91% учащихся продемонстрировали достижение требований в соответствии с промежуточными результатами обучения. Можно говорить о достаточно хорошем уровне освоения учебных действий в образовательных организациях.
2. Результаты выполнения диагностической работы показывают, что семиклассники справились с заданиями, проверяющими умения ориентироваться в содержании текста и отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию, ставить цель, делать выводы, различать основные этапы проведения опытов и наблюдений.
3. Семиклассники успешнее справились с заданиями с выбором ответа и заданиями на ранжирование. Намного хуже справились с заданиями, которые требовали краткого или развернутого ответа. Можно рекомендовать в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.
4. По итогам диагностики отмечено, что учащиеся испытывали затруднения с выполнением заданий на применение неявно заданной информации, информации представленной в табличной форме. Выявлен дефицит в сформированности математических умений (особенно решении задач), а также оценке достоверности источников информации. Таким образом, достаточно актуальным представляется развитие системы обучения в плане подготовки школьника к эффективному использованию информационных средств, обучению оптимальным способам обращения с информацией и ее представлением.